1) тектоники
Тектоника - это зримое отражение в сооружении работы его конструкции и организации материала.
Например, когда осознается материал конструкции (бетон, дерево, металл или другой).
Например, когда осознается материал конструкции (бетон, дерево, металл или другой).
2) симметрии, асимметрии и диссиметрии
Симметрия - соответствие в расположении частей относительно центра.
Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке.
Например, если необходимо выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство, то можно использовать симметричную композицию.
Асимметричная композиция базируется на принципе гармонического
художественного единства архитектурных форм и членений, несимметрично
располагающихся в пространстве и на плоскости.
Ассиметричные композиции во многих случаях позволяют:
- удобнее организовать функциональную взаимосвязь помещений, особенно при сложном функциональном процессе в здании
- использовать особенности рельефа
- связывать здание с окружающим пространством.
Диссиметрия - частичное нарушение симметрии.
Ассиметричные композиции во многих случаях позволяют:
- удобнее организовать функциональную взаимосвязь помещений, особенно при сложном функциональном процессе в здании
- использовать особенности рельефа
- связывать здание с окружающим пространством.
Диссиметрия - частичное нарушение симметрии.
3) ритма
Ритм в архитектуре – закономерное чередование
одинаковых и однохарактерных форм и членений и/или интервалов между ними.
Ритмические построения могут развиваться и по горизонтали, и по
вертикали.
Простейшей формой ритмических построений может служить метрическая,
основанная на точном построении одинаковых форм и членений.
Например, размещение окон и простенков в жилом доме, одинаково повторяющихся по
горизонтали и вертикали.
Ритмическое построение в симметрической композиции может подчеркивать её ось нарастающим к центру ритмом членения, но может, наоборот, и нейтрализовать.
Основной задачей при выборе ритма может быть избегание монотонности восприятия, что может быть достигнуто, например, использованием сложных видов ритма или разрывом ритма.
Основной задачей при выборе ритма может быть избегание монотонности восприятия, что может быть достигнуто, например, использованием сложных видов ритма или разрывом ритма.
4) пропорций
Пропорциями в архитектуре называют соразмерность, соотношение геометрических размеров элементов и членений архитектурных форм между собой и в целом здания или ансамбля.
5) масштабности (пропорциональности)
Масштабность показывает соотношение воспринимаемой человеком величины композиции и её элементов к размеру самого человека, а также служит для подсознательного сопоставления с размерами привычных для человека элементов (дверей, окон, кирпича, камня и т.п.).
Впечатление о величине здания создается также тем пространственным и архитектурным окружением, в котором оно находится.
Многоэтажное здание в окружении многоэтажной городской застройки кажется меньше того же самого здания, стоящего в окружении малоэтажной городской застройки.
Поэтому масштабность часто используется архитекторами как композиционное средство для подчеркивания большей или меньшей величины сооружения, в зависимости от его архитектурной значимости.
Многоэтажное здание в окружении многоэтажной городской застройки кажется меньше того же самого здания, стоящего в окружении малоэтажной городской застройки.
Поэтому масштабность часто используется архитекторами как композиционное средство для подчеркивания большей или меньшей величины сооружения, в зависимости от его архитектурной значимости.
6) масштаба
Архитектурный масштаб характеризует степень расчлененности композиции, крупность ее форм как по отношению к самому зданию, так и по отношению к окружающей застройке.
Здание может быть большим по величине, но расчлененным на мелкие элементы; наоборот, небольшое здание может быть расчленено на крупные элементы, т.е. быть крупномасштабным.
Например, если в жилом квартале рядом стоит многоэтажный дом и одноэтажный магазин, то, не смотря на значительно меньшие размеры, масштаб магазина крупнее, чем жилого дома, из-за его крупных членений (витрина, большой шаг колонн).
Например, если в жилом квартале рядом стоит многоэтажный дом и одноэтажный магазин, то, не смотря на значительно меньшие размеры, масштаб магазина крупнее, чем жилого дома, из-за его крупных членений (витрина, большой шаг колонн).
7) тождества
Тождество - это полное сходство.
Примером применения повторяющихся элементов могут служить орнамент, окна фасадов зданий, а также создаваемые светотехническим оборудованием направленные световые пучки равные по форме и яркости.
Тождественные отношения в композиции выражают массовость, множество, протяженность или создают объем.
8) контраста
Контраст - это резкое противопоставление качеств объекта (например, объемов, вертикалей), с явным преобладание различия между сравниваемыми объектами.
9) нюанса
Нюанс - это изображение явного преобладания сходства между сравниваемыми объектами при незначительном различии.
10) многих других композиционных средств
Важное значение как композиционное средство имеют также цвет, фактура отделочных материалов, освещение естественное и искусственное, светотеневые эффекты, создаваемые солнцем или направленным искусственным освещением.
С использованием материалов сайта studopedia.info.
и книги (В.А.Трофимов,Л.П.Шарок "Основы композиции")
Комментариев нет:
Отправить комментарий